Пожалуй, вынесенный в заголовок призыв к русским — самая ценная мысль, прозвучавшая на Всемирном русском Народном Соборе, который прошёл в Храме Христа Спасителя 18 октября. В своей статье в апреле этого года «Революция в руководстве ВРНС! Что дальше?» я обещал вернуться к освещению деятельности Собора. Скажу сразу: опасения, что Собор при новом руководстве отойдёт от цивилизационного подхода на основе историософии Н. Я. Данилевского, который постепенно ложился в основу всей деятельности Собора при прежней команде управленцев, полностью подтвердились.

Как известно, в руководство Собора пришла общественная организация «Двуглавый Орёл» Константина Малофеева. Надо отдать должное организаторам — не воплотились самые худшие предположения: об агитации за восстановление монархии, беря за образец романовскую Россию. Именно такое опасение высказывалось совершенно обоснованно, так как данная установка является программной у «Двуглавого Орла».
Организаторы назвали тему Собора «Народосбережение — настоящее и будущее России», встроившись в фарватер государственного национального проекта «Демография». Преодолеть узость подхода светских чиновников, которые демографические проблемы сводят к стимулированию мер рождаемости, Собор не смог. Не смог как раз потому, что полностью отошёл от цивилизационной теории Н. Я. Данилевского.

В понятие «народосбережения» надо вкладывать, прежде всего, культурно-историческое содержание, которое раскрывается в ответах на следующие вопросы. О сбережении какого народа идёт речь? Речь идёт о сбережении российской гражданской политической нации с русским государствообразующим ядром, или коротко — русской нации. Политическая нация формируется государствообразующим народом на этапе отстаивания своей политической независимости и окончательно — на цивилизационном этапе исторического движения (которому в России соответствует 19 век). Какой народ в России является государствообразующим народом? Русский! Что такое русский народ? Какая главная проблема русского народа? Потеря самобытной идентичности в результате 200-летнего периода «европейничанья» (термин Данилевского), вследствие чего в одном русском народе образовалось два: высшие сословия стали западными до неотличимости, а простой народ оставался русским, постепенно разлагаясь под влиянием высших сословий, что в целом и привело к трагедии 1917–1920-х гг. Царство, разделившееся само в себе, не устояло. 70-летний Советский период также окончился крахом (уже советской формы государственности) по той же причине: в результате попытки реализации проекта строительства земного рая, не соответствующего русским народным началам, на основе импортированной с Запада философии материализма. Здесь уже всему русскому государствообразующему народу было отказано в самобытной идентичности — он стал называться советским, и только он из всех народов СССР искренне поверил в саму эту возможность нового исторического этногенеза. Остальные народы сохранили свою идентичность, спрятавшись за свой национальный уклад, сохранение которого всячески поддерживалось большевиками. Более того, большевики начали «разнародовать» русский народ и изнутри, закрепив политически и культурно территориальное деление русского народа Великой (большой), Малой и Белой Руси образованием Союзных республик Украины и Белоруссии, присоединив к тому же к Украине и земли Новороссии и введя пресловутое «право наций на самоопределение». Советский период, по всей видимости, — самый героический в истории России во всех отношениях, но в силу игнорирования интересов русского народа как государствообразующего, система или должна была идти на эволюционное реформирование в 1960-е годы путём косыгинских реформ (но Брежнев не смог стать нашим Дэн Сяопином), или была обречена на революционную трансформацию, которая и случилась в 1991–93 годах.

В настоящее время мы вернулись к дореволюционному состоянию общества: вопиющее социальное неравенство, европействующие высшие сословия (это уже — сословия, пока лишь не оформленные юридически), простые граждане, особенно молодежь, заражённые «западными ценностями». И эта потеря самобытной идентичности касается, прежде всего, русского народа и всех народов православного вероисповедания. Потеряв «советскую» форму идентичности, мы никак не можем стать русскими во всех отношениях. А что у других народов? У большинства из них нет проблем со своей народной идентичностью — они её никогда не теряли. Сегодня они её закрепляют с помощью своей традиционной религии. Поэтому у них нет проблем с рождаемостью.

«У главы Чечни Рамзана Кадырова 14 детей» — сказал на Соборе Министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров, посетовав на то, что у него самого всего 5 детей. Не могу не привести его слова по проблеме народосбережения, сказанные в интервью телеканалу «Царьград» после Собора, очень близкие к его выступлению с трибуны пленарного заседания: «Потому что в первую очередь мы потеряем русский народ, который был стержнем этого государства. Который вокруг себя объединял все остальные народы. Поэтому я считаю, что миссия настоящих искренних братьев, младших, каковыми являются чеченцы, и представители других народов, их миссия в том, чтобы вот такими полезными и достаточно острыми импульсами пробудить старшего брата и повернуть его к этой важнейшей проблеме». «Без этого соработничества, без упования на Господа в таких благих делах мы с вами ничего не добьёмся. Это вопрос сохранения нашей с вами государственности. Это вопрос сохранения безопасности. Потому что первое, что мы с вами потеряем, это потеряем свой суверенитет, потому что без государствообразующей нации, без неё не будет государства», — поясняет Умаров.

Могу только подтвердить из своего личного опыта общения с кавказскими народами, что они искренни в таком своем мнении и очень устали от того, что русский народ как «старший брат» плохо выполняет свою государствообразующую роль. В моей голове уже давно бродит «крамольная» мысль о том, что все малые народы России, которые русский народ сохранил, включил в свою государственность, могут и должны выступить «запасником исторических сил» (термин Данилевского) и дать русскому народу как ядру гражданской политической нации новый импульс для возвращения его к самобытному историческому движению. И именно это мы слышим на Соборе из уст Джамбулата Умарова. Это, по сути, призыв к межнациональному диалогу всех малых народов России со «старшим братом» — русским. Мы же увязли в самоцензуре, смотрим на официальные лица, речи которых построены на принципе «как бы чего не вышло», «как бы не задеть» национальную гордость того или иного малого народа, как бы не быть обвинёнными в известном «великорусском шовинизме». Обратите внимание, как часто наши официальные лица прячут понятие «русский народ» под эвфемизмом «наш народ», который референты-составители речи Его Святейшества Патриарха Кирилла использовали в полной мере.

Беда в том, что прививание ценностей западной цивилизации к русским народным началам ведёт к деградации русского народа, превращению его в этнографический материал, что означает потерю им его государствообразующей роли и, как следствие, ведёт ко краху всего государства, удержать которое не сможет на своих плечах ни один из народов России (хотя татары, похоже, примеряются к этой роли, не отказываясь от титула Президента, отмечая юбилей Орды и т. д.). Чеченцы это понимают особенно хорошо, пройдя через горнило кровопролитной гражданской войны. Больше никто из выступающих не смог подняться до предложенного Умаровым уровня дискуссии по решению проблемы «народосбережения», ключом к которому является, прежде всего, «народосбережение» русского государствообразующего народа в качественном культурно-историческом понимании как народа создавшего и удерживающего на себе государство, естественно, в соработничестве со всеми малыми народами России, но всё же при его главенствующей роли. Только при решении этой проблемы будет процветать и вся российская (русская) гражданская политическая нация. Печально, что малые народы России это уже осознают в полной мере, а русское образованное общество — нет. Почему это происходит — тема отдельного исследования.

Стоит упомянуть: о критике русских со стороны чеченцев говорили и сами русские. Так, генерал Решетников сказал, что члены чеченского отделения Собора упрекают нас, русских, такими приблизительно словами: когда вы, русские, будете жить как русские? Говорите на матерном, веру потеряли, полстраны потеряли…. Экс-депутат Госдумы, бывший замминистра культуры Павел Пожигайло, отец восьмерых детей, отметил, что чеченцы говорят, что вся проблема в русских, потому что кроликами стали; а чеченцы так устроены, что на кроликов нападают, станьте опять медведями! Могу также подтвердить все эти слова своим опытом общения с кавказцами.

В высказывании касательно «кроликов» зашита краеугольная категория всего учения Данилевского о культурно-исторических типах. Речь идёт о понятии «народные начала». Каждый народ обладает своими особыми психическими и культурными чертами, которые сегодня принято называть генотипом и архетипом народа. У русских это терпение, уступчивость, смирение, благость. У германских народов — это насильственность, враждебность, индивидуализм по отношению как к своим, так и к внешним. У чеченцев — это особенный воинственный дух, ставший результатом многовековой истории выживания, что отразилось на народном укладе жизни в горах на основе жилых, сторожевых и боевых башен, расположенных от входа в ущелья и до вершин, которые служили основой военного отпора захватчикам. Выражаясь политкорректным языком, результатом стал особый народный характер, описываемый ёмким русским понятием «молодечество», употребляемом для характеристики казаков, особенно терских. Если русские будут «кроликами», то будут притесняемы чеченцами в силу «молодечества» их народных начал, преодолеть которые не удавалось ещё ни одному народу. Это абсолютный закон историософии Данилевского: народ делает свою историю в соответствии с требованиями своих народных начал. Удивительно, что чеченцы это понимают и, по сути, открыто говорят русским следующее: станьте медведями, иначе мы всё разнесём, потому как не можем с собой совладать, и плохо будет и вам и нам.

Задача русского народа как ядра политической нации — найти формы соработничества со всеми малыми народами, адекватные их народным началам. Возможно это только при возвращении русского народа к своей исторически державной роли в достижении гражданского благоденствия всей нации, результатом чего и будет естественный рост рождаемости. Для этого нужны прорывные идеи — такие, как «новая индустриализация», «одноэтажная Россия от Балтики до Японского и Охотского морей», «русский миллиард» и т. д., вплоть до идеи «государственно-народного социализма». Именно в реализации таких идей найдется место всем народам России с учетом народных традиций и предпочтений. Надо отдать должное Губернатору Белгородской области Савченко, который, по сути, высказал идею одноэтажной России в виде новой градостроительной политики строительства домов усадебного типа, увязал это с льготным кредитованием в зависимости от количества детей и региона, самые большие льготы отдавая восточным регионам.

Другая сторона культурно-исторического подхода к проблеме «народосбережения» объективно связана с украинской проблемой. Собор вообще уклонился от обсуждения этой темы. Это что — не проблема народосбережения русского народа? Причем самая болезненная, которая бьёт как по качественному состоянию русского народа, унижая его национальную честь и достоинство, так и по количественному. Почему гражданское общество русской нации в лице Всемирного Русского Народного Собора не ставит перед Верховной властью задачи объединения разделённого русского народа и не предлагает своё видение путей такого объединения? Не осознаёт? Боится? Не доросло? Или равнодушно уже к этой проблеме? Вся беда в том, что мы все «заполитесничались», «затолерантились» и т. д. Не понимаем настоящей роли гражданского общества, возможности которого огромны и активность которого на цивилизационном этапе исторического движения жизненно необходима для государства. В результате, мы уступили место представительствовать перед властью либералам-западникам и политическим аферистам.

В 2014 году Промысел открыл окно возможностей для воссоединения русского народа. Россия имела все возможности для окончательного решения украинской проблемы. Мы писали об этом в серии статей[1], в которых впервые применили историософию Данилевского к реальным историческим событиям — на Украине. Статьи написаны от имени гражданского общества в духе самой главной книги Данилевского «Россия и Европа», в каждой из них ставились конкретные политические задачи. Это было возможно только в тот период, когда гражданское общество и политическое руководство страны оказались в одном информационном поле, релевантном для принятия решений.

Продолжение следует...

Источник: газета «Гражданин-Созидатель»

Источник фото: газета «Гражданин-Созидатель»

Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
Александр Буренков о поправках в конституцию