28 мая — день интересный. Когда еще увидишь столько мужчин в зеленых фуражках? Но по сути дела — это праздник не ведомственный, а государственный, и дело не только в том, что автор — бывший пограничник (закончил я службу в Пограничной Академии). По моему глубокому убеждению, судьба нашего государства сильно зависит от пограничной службы.

Многие не знают, что сейчас в России нет пограничных войск. Они ликвидированы в 2005 году в ходе реорганизации пограничной службы. Есть сейчас Пограничная служба ФСБ, а в ней пограничные органы, есть и пограничники, — а войск нет. И, увы, реформа, в ходе которой погранвойска были ликвидированы, заключалась не только лишь в переименованиях.

В 90-е годы прошлого века День пограничника, отмечаемый 28 мая, мог исчезнуть. Тогда рассматривались разные варианты по переносу этого праздника, с тем чтобы привязать его не к созданию советской пограничной охраны, а к другим датам. К счастью, это решалось не директивно, а демократически — сейчас уже трудно поверить, но тогда был такой разгул демократии, что в подразделениях бывали даже выборы командиров (кстати, на нашей кафедре выбор оказался очень удачным). Помнится, в той части, где я служил, тогда проводился опрос, в котором офицерам предлагались на выбор три даты. Кроме 28-го были два варианта — 16-е февраля, в память о создании Иваном Грозным «сторожевой и станичной службы», или 27-е октября (по ст. стилю 15 октября) — когда император Александр III учредил Отдельный корпус пограничной стражи (с подачи тогдашнего министра финансов С. Витте).

Мы выбрали 28-е мая. И из-за традиций (пограничники — традиционалисты), и еще по некоторым причинам. Хотя многое советскими пограничниками было унаследовано от дореволюционных предшественников, взять хотя бы зеленую фуражку.

Все три даты, тем не менее, напоминают об основных задачах пограничной службы нашей страны. Они в обозримом будущем никуда не денутся. Это — борьба с военными нападениями с сопредельных территорий (разведка и первая линия обороны), это защита экономического суверенитета (борьба с контрабандой) и политического суверенитета, в частности, борьба против иностранных разведок. При Иване IV было, наверное, важнее первое, при Александре — второе, но, так или иначе, пограничная служба нашей страны должна со всем этим успешно справляться.

Может удивить то обстоятельство, что дат создания несколько. То есть пограничную службу приходилось восстанавливать, иногда, видимо, после упадка по каким-то причинам. По каким? Ну, восстановление после Гражданской войны и интервенции — понятно. А до того?

Эта тема была предметом моего персонального научного интереса. И в общих чертах ситуация оказалась такова: усиление пограничного контроля вызывалось экономической необходимостью, определяемой переходом к протекционистской модели экономики. То есть в какие-то моменты нашей истории на ввозимые товары накладывались высокие пошлины, их контрабандный ввоз становился очень выгодным, и, чтобы государству не было ущерба, борьбу с контрабандой приходилось усиливать, иногда даже привлекая военных. В некоторых случаях руководство страны понимало такую необходимость не сразу, иногда сразу. Например, Петр Великий, введя повышенные пошлины, тем же указом, даже не придумывая отдельный регламент, приказал усилить границу войсковыми нарядами.

Ближе к нашему времени четко определил основную задачу Отдельного Корпуса Пограничной стражи (ОКПС) Витте — «прикрыть линию границы между таможенными пунктами». Процитирую: «В 1893 году С. Ю. Витте, задумывая структуру ОКПС, стремился прикрыть государственную границу от контрабанды пограничниками и понимал, что сделать это смогут только военные люди. Гражданские чиновники Департамента таможенных сборов были больше подвержены коррупции, неохотно шли на ротацию мест службы, обладали большей медлительностью и меньшей решительностью».

Но особенность нашего государства в том, что многие процессы развиваются «волнообразно», а иногда даже в виде «шараханий» из стороны в сторону. За периодом протекционизма наступает эпоха либерализма, когда пошлины и другие таможенные сборы снижаются, контрабанда становится не нужна, ну и необходимость погранслужбы становится неочевидной. А служба эта недешевая, когда нужно постоянно держать в полной боевой готовности целую армию в десятки тысяч человек — лёгкое ли дело? Но вскоре (или не вскоре) плачевные результаты такого выбора экономической модели становятся очевидны. В экономике наступает упадок. И это разными путями, «мытьем или катаньем», приводит к очередному витку протекционизма — и реорганизации погранслужбы.

Почему это важно для каждого нашего гражданина, так или иначе связанного с производящей экономикой? От работы погранслужбы зависит существование этого самого производства, его победа или поражение в конкурентной борьбе с иностранцами. При пересечении границы с товара взимаются таможенные платежи. Это не только пошлины, это также НДС, который экспортеры не платят в своей стране.

Трудно сказать, чем была вызвана череда реорганизаций погранслужбы в постсоветскую эпоху. Слышал я даже такие мнения, что лишние глаза на границе кому-то не нужны. В чем-то реформы были вызваны рациональными причинами, в чём-то — политическими, но результат получился не совсем удачным. Важная черта прошедших реформ — «огражданивание» пограничной службы. А ведь грубая реальность раз за разом объясняет политикам, что пограничная служба должна быть организована по-военному, только так она, в частности, менее всего подвержена коррупции. Почему-то, что понимали Александр III и С.Витте — сейчас непонятно. Честь мундира, как её ни называй, не позволит его носителю согласиться с тем, на что может пойти гражданский или полугражданский чиновник.

Лет пятнадцать назад я стажировался на нашей юго-восточной границе и наблюдал такую картину: местные сибирские производители товаров народного потребления (обувщики, швейники) один за другим рушились под напором контрабанды, легкая промышленность исчезала. Причиной этому была необорудованность границы, слабая правовая вооруженность пограничников и таможенников, и — чего греха таить — коррупция. В то время таможенные платежи составляли — грубо — около 20% от стоимости товара. Обычная фура везла товаров на десятки, а то и сотни тысяч долларов — представьте себе, какая получалась экономия, если владельцу удавалось растаможить груз по какой-нибудь льготной схеме, или не растаможить вообще.

Пограничники тогда имели мало возможности контролировать правильность таможенного оформления, их делом была граница между таможенными постами. Но и тут были сложности, которых не было в советское время. В частности, надо понимать, что солдат по контракту, служащий к тому же по месту жительства — это не военный, какую бы форму он ни носил, это — гражданский чиновник. Наводит на размышления. Если часть укомплектована контрактниками из местного населения, если у местного паренька дядя Вася зарабатывает, мотаясь через границу с клетчатыми сумками, а дядя Петя пробивает на своем тракторе путь для Камазов с той стороны — то вполне возможны варианты. Это не беря в расчет возможность криминалитету внедрять своих людей — а и такое исключить нельзя.

Сейчас ситуация отчасти улучшилась, особенно в части обустройства границы, но масса проблем осталась, снизу и доверху.

Это, так сказать, низовой уровень. Есть свои проблемы и выше. Например, нет сейчас полноценного штаба, нынешний департамент таковым не является. А ведь и до революции штаб ОКПС был, да и потом, после ряда проб и ошибок, такая структура была воссоздана в 30-е годы и просуществовала до недавнего времени.

Нельзя сказать, что нынешнее руководство страны удовлетворено нынешним состоянием дел на границе. Президент заявлял недавно, что и федеральная целевая программа по границе «Государственная граница Российской Федерации» на 2012–2021 годы выполняется неудовлетворительно, да и сама она нуждается в корректировке, как и пограничная политика в целом. Я писал об этом к столетию Пограничной службы, в 2018 году — пока решительных изменений не произошло. Легко понять, почему — только решительное изменение экономической политики государства приведет к повышению роли и значения пограничных служб — вся история нашего государства это доказывает.

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА».

Источник фото: OK

Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
При Годунове в Москве было зафиксировано 127 тысяч умерших от голода