Пандемия внесла свою лепту в систему российского образования. И отнюдь не в пользу улучшения его качества: даже высшая школа перешла на систему дистанционного обучения. Мы, профессорско-преподавательский состав вузов (я 18 лет работаю преподавателем университета), с нетерпением ждали решения о начале учебного года и методике обучения студентов и магистров. Казалось бы, режим нахождения под домашним арестом снят, метро и иной транспорт, кинотеатры и рестораны работают в нормальном режиме. Но в системе высшего образования всё только усложнилось.

Преподавателей поделили на возрастные касты: тем, кому больше 65 лет, вход в вуз запрещен (кроме как на совещания). Студенты, с которыми работают великовозрастные преподаватели, обучаются в дистанционном режиме; те, кому преподают более молодые (не достигшие возраста 65 лет) — должны присутствовать в аудиториях. В результате у преподавателя - «дистанционника» нет личного общения со студентами, он их в лицо не знает и видит лишь изредка на экране. При этом зачастую большую часть занятия занимает настройка видеосвязи то у студентов, то у преподавателя. Естественно, и общения между преподавателями разных кафедр в таких условиях нет. А об объективной оценке знаний студентов речь тем более не идет.

Не лучше ситуация и в школе. Дети должны между классами проходить процедуру измерения температуры. И здесь организация занятий отходит на второй план, как и в вузах. То есть знания вторичны, на первом плане процедуры.

Для чего все это? Как-то в девяностые и двухтысячные совсем не ощущалось со стороны властей заботы о здоровье населения, напротив: шла активная «оптимизация» здравоохранения, выражавшаяся в тотальном сокращении медицинских учреждений, отказ от бесплатного медицинского обслуживания, рост цен на лекарственные препараты, насыщение аптек фальшивыми лекарствами. И финал «заботы» властей о состоянии людей — это увеличение пенсионного возраста. И вдруг такая всеобщая пляска чиновников всех рангов вокруг состояния здоровья граждан, в искренность которой совсем не верится. Поставлен вселенский рекорд в скорости создания и запуска массового производства вакцины от коронавируса. Без соблюдения норм и правил мировой медицинской науки.

Смотря на всё происходящее, невольно думаешь: а что есть образование в представлении наших властных кругов и понимают ли они его ценность для будущего страны? Или оно служит другим, необходимым для них и неведомым нам целям? Вспоминается спор о сущности образования двух никак не связанных со сферой персон. С одной стороны — это финансист, глава Сбербанка Герман Греф, с другой — режиссер и общественный деятель Никита Михалков. Поводом для противопоставления явились давнее выступление Грефа на Петербургском международном экономическом форуме, в котором он заявил, что российскому народу не нужно давать знания, иначе им трудно будет манипулировать. Никита Михалков, в свою очередь, жестко высказался против подобного подхода к системе обучения, сравнив позицию Грефа с «образовательной» программой гитлеровского плана «Ост». В ней утверждалось, что славяне оккупированных территорий должны уметь прочитать объявление немецкой комендатуры и уметь расписаться — не более того.

«Нынешний кризис, как никакой другой, со всей полнотой обнажил тотальную хроническую болезнь не только нашей экономики и нашего здравоохранения, но и всей нашей идеологии и философии. За тридцать лет ни одного правдивого слова, ни одной правдивой цифры» , — говорил лучший профессионал России в сфере государственной статистики, выдающийся ученый и руководитель НИИ статистики Василий Михайлович Симчера. До начала пандемии и связанных с ней ограничений доля России к 2030 году в мировом ВВП прогнозировалась в 2,7%, а доля инновационной продукции — 0,27%. С учетом нынешних реалий в системе образования можно предложить формулировку министру Силуанову: объем российской инновационной продукции динамично растет, но в отрицательном измерении. Падение российской экономики, особенно ее инновационной составляющей, происходит точно с падением уровня российского интеллекта. Но, кажется, властей ни первое, ни второе особо не волнует.

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА».

Источник фото: Радио 1


Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
Локальный конфликт геополитического масштаба