Поэтому и не считаю нужным молчать, когда вижу творящиеся вокруг безобразия. Конечно обидно, когда ты выступаешь, пишешь, добиваешься правды и справедливости — а воз и ныне там. Однако, это не повод опускать руки. Поэтому я и вынужден раз за разом возвращаться к теме, болезненной для регионов, для всех нас — теме растущих коммунальных тарифов.

Они растут почему-то с неизбежностью наступления весны, хотя тарифы явно не относятся к числу природных явлений, они — дело рукотворное. Причем, ручки, которые тарифы нам устанавливают, зачастую иначе как вороватыми назвать трудно. Приведу яркий пример из жизни нашего саратовского региона.

Частники из ООО «Концессии водоснабжения Саратов» пришли на смену муниципальным «водопроводчикам» в 2018-м году. И поначалу многие порадовались. Ведь еще за пару лет до этого события положение дел в МУПП «Саратовводоканал» уже было катастрофическим. Этот монополист по обеспечению населения питьевой водой и водоотведению погряз в миллиардных долгах. Собранные с людей деньги растворялись в неизвестном направлении, о чем иногда лишь сообщали все новые уголовные дела.

Ну, а городские водопроводные сети и сети водоотведения оказались изношенными на 80%, а где-то и на все 100%. Десятки аварий в день были нормой. Пятилитровые бутыли и канистры с запасом питьевой воды стали не приметой сурового фронтового времени, а обычного саратовского быта.

При этом наши неприхотливые горожане привыкли безропотно оплачивать практически любой тариф, выступая как бы «инвесторами» монополистических аппетитов. Поэтому, когда не слишком дальновидно было решено передать в концессию «Саратовводоканал», частники оживились, предвкушая суперприбыли. И именно поэтому их не смутили до предела изношенные сети и долги МУПП в размере 1,2 миллиарда рублей.

Приобрести статус гарантирующего поставщика в наших условиях значило только одно — повышай тарифы, греби деньги лопатой и ничего тебе за провалы и аварии не будет. А ведь концессионерам водой и водоотведением регулярно предстояло обеспечивать более 840 тысяч жителей города, свыше 9 тысяч предприятий и организаций, в том числе социальной сферы, а также 320 котельных ПАО «Т Плюс», «Энергосбытовой компании», ТЭГК, МУП «Коммунальные тепловые сети» и другие ведомства.

Был принят закон о концессии. Согласно ему «Саратовводоканал» остался в собственности города, который предоставляет концессионеру сети в пользование на длительный срок. Но срок — это не проблема. Другой вопрос, что делается за это время? Если все и дальше разрушается, остатки имущества разворовываются — один разговор. Но если в гнилое водохозяйство вкладываются разумные инвестиции — иное дело. Увы, мне кажется, город и концессионеры пошли по первому, губительному пути.

Мои коллеги по гордуме тогда, в 2018-м, уверяли: концессионер почует свою выгоду, когда он начнет богатеть за счет экономии. Откуда она возьмется? «Да в результате замены устаревшего энергозатратного оборудования, — отвечали мне. — В результате замены изношенных сетей, насосного оборудования, установки новой гидравлики».

Не только я один, как экономист, как депутат, да и просто опытный бизнесмен сомневались в том, что концессионер вложит в гнилые сети около 6–7 млрд рублей на первом этапе обновления водоканала. Тем более странно было ожидать вложений, а в общей сложности около 18 млрд рублей.

Однако, оптимисты из числа коллег-депутатов и «отцов города», явно чем-то заинтересованные кроме блага горожан, повелись на сладкие послы концессионеров. Процесс, как говорится, пошел…

Сегодня ООО «Концессии водоснабжения Саратов» гордо сообщают, мол «...за период с 2018—2021 гг. проделан большой объем работ по замене коммуникаций, построены несколько десятков километров сетей по инвестиционной и производственной программам (только в 2020 году — порядка 30 км). Использованы современные полимерные трубы, отвечающие всем нормативным требованиям, неподвластные коррозии…»

Но эксперты скажут вам, что все это по большей мере пыль в глаза и копеечные инвестиции, вместо обещанных многомиллиардных. Зато перебои водоснабжения в районах Саратова и круглогодичные аварии остались практически на прежнем уровне. Ведь в этом случае надо не латать дыры и заменять небольшие, совсем уже сгнившие куски водопровода, а менять почти все, тотально. Но концессионерам это невыгодно, и никогда они на это не пойдут, просчитав, что инвестиции не окупятся.

А в ноябре 2019 года саратовцев порадовали еще одной коммунальной новостью: их городские теплосети переходят в концессию ПАО «Т Плюс». От очередных концессионеров городу обещано инвестиций почти на 12 миллиардов рублей. Дескать, держите карман шире, горожане — скоро и обслуживание станет лучше, и денег станете платить меньше. Как бы ни так! Но был подписан договор между правительством региона, администрацией Саратова, местным филиалом «Т Плюс» и предприятием «Саратовский коммунальный комплекс». И в этом случае концессионер обещал практически полностью обновить тепловую инфраструктуру города.

Проблем долго ждать не пришлось. Для начала произошло повышение тарифов на тепло в связи с передачей сетей. «Праздник» такой для потребителя, понимаете ли — передача сетей. Однако умные люди качали головами, зная одно: платить повышенными тарифами горожанам придется не только за текущие услуги, но и за все копившиеся десятилетиями издержки. А концессионер, прикрываемый заинтересованными городскими и областными чиновниками, будет годами смело выводить собранные с саратовцев огромные средства. Что и происходит.

Этот симбиоз жуликов никогда не волновал тот факт, что наши граждане с трудом оплачивают текущие платежи, что они явно не потянут практически полное восстановление в городе систем тепло и водоснабжения. Поэтому и текущее содержание сетей, и проблемы их развития решались, как и прежде, за счет увеличения тарифов. По сути, частные собственники сделали ровно то, что муниципальные власти делали сами и раньше. Так, с 1 июля 2020 года тарифы на теплоснабжение снова выросли в Саратове, и не на предельных 4%, как установлено правительством РФ, а на все 6%, как выгодно концессионерам-частникам!

Вывод из все этой концессионной истории в Саратове (думаю, что и во многих других городах России) у меня, да и не у меня одного, простой. Практика показала, что отдавать в концессию и аренду собственные сети муниципалитетам не имеет никакого смысла при нынешних условиях. И более того: бесконтрольность и воровство при концессиях только растут, потом что частники-временщики всеми силами максимизируют свои прибыли за счет массы неблаговидных ухищрений, в первую очередь с накруткой тарифов. А горожане страдают от постоянных перебоев с водо- и теплоснабжением.

Но что же делать? Если уж без концессий никак не получается, я считаю, что надо повернуть ситуацию так, чтобы обещания многомиллиардных вложений были не пустым звуком, а стали конкретным пунктом соглашения «город-концессионер». И если пункт не выполняется — это будет исчерпывающим основанием для последующего и обязательного расторжения договора. А также взимания штрафов и неустоек с концессионера. Важно устанавливать в договорах, что инвестиции в тепло и водохозяйство идут из прибыли концессионеров и собственных средств инвестора. Надо исключить полностью возможность обновления сетей за счет увеличения тарифа, когда инвесторами фактически являются жители города.

А пока что, к сожалению, вполне правдивой сегодня выглядит горькая шутка экспертов системы ЖКХ. Она звучит так: если подсчитать в городе все платежки за воду и сравнить суммы с отпускной мощностью водоканала, то окажется, что жители заплатили в два раза больше, чем потребили воды.


В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»

Источник фото: domstrousam.ru

Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
Надо ли верить отчётам?