Человек живёт сегодняшним днём, редко осознавая, что его существование было подготовлено в прошлом, а он, живущий, — сеет семена будущего. Вряд ли думал об этом и Семён Дежнёв, когда сходился с якуткой Абакаядой Сичю, которая родила ему сына, названного супругами Любимом.Ныне памятник этим трём людям стоит в Якутске.

Много раз я слышал обвинения в адрес Дежнёва от представителей разных народов Сибири и Севера. Каждый вправе, возомнив себя регулятором цивилизации, пнуть во мглу истории, где зачата его сегодняшняя жизнь. От этого на кладбище истории никто не оживёт, а сама история не изменится.

Дежнёв остался в летописи России как землепроходец и первооткрыватель разных регионов Сибири и Дальнего Востока. Знать его биографию хотя бы в объёме «Википедии» сибиряки обязаны.

Родился он примерно в 1605 году. Откуда взята эта дата неизвестно, но в разных источниках указывают именно её. Вероятно, никто ещё не выяснил точного места его рождения. Биографы полагают, что Дежнёв мог появиться на свет в Великом Устюге, как и другие известные землепроходцы. Почему такая аналогия? Тоже нет ответа. Неужели, если там родились Хабаров и Атласов, то и Дежнёв должен был родиться там же? Тем не менее памятник ему стоит и в этом городе. На мой взгляд, не совсем примечательный. Лично я чувствую в фамилии Дежнёв что-то необычное. Но (не в обиду скульптору) в верх-устюжском памятнике пассионарий не угадывается…

Исследователи утверждают, что есть доказательства существования поморов Дежнёвых на Пинеге. Говорят, что фамилия была известна в 16 веке. Видимо, они и есть родственники Семёна Дежнёва. Почему-то всё время пытаются утверждать, что землепроходцы были из крестьян, хотя происхождение этих людей не нуждается в утверждениях. Не будут же цари и бояре рубить зимовья и строить кочи в 50-градусные морозы где-нибудь на Оймяконе. Это могут делать только очень закалённые и, я бы сказал, сверхмощные люди труда.

Конечно, Дежнёв знал всякий крестьянский труд, особенно — поморов, владел оружием, навыками матроса, был прекрасным плотником, знал науку кораблестроения и, вероятно, многое другое.

В 1630 году в Великом Устюге сколачивали отряд для службы в Сибири. Набирали 500 мужиков. И Дежнёв попал в этот отряд. Вероятно, в то время Сибирь манила сильных людей, многие хотели разбогатеть, некоторые двигались, чтобы изменить свою жизнь. Каждый надеялся на достаток, который принесёт служба.

В Тобольске, а также в Енисейске, Дежнёв служил в 1630–1638 годах. Конечно, там он и познакомился с непростыми людьми, ставшими его товарищами в дальнейших походах.

Сюжет, достойный повести или даже романа, был в судьбе Дежнёва в 1639 году, когда якутский князь Сахей отказался платить ясак, хотя и заключил с русскими властями мирное соглашение. Не понравился ему новый «рэкет». На усмирение отправили Фёдора Шиврина и Елфима Зипунка. Сахей убил этих казаков и откочевал в Оргутскую волость. Отправили за ним Ивана Метлика. И его убили якуты, по разным сведениям — сын Сахея. События перевалили уже за 1641 год. Откуда дата? Из челобитной вдовы убитого Метлика. Оказывается, после исчезновения мужа, она стала скитаться из двора в двор в Якутске, пока её не стал удерживать силой гулящий мужик Шестак. У вдовы было двое детей. Вот она и написала, улучив момент, челобитную, а мы узнали дату события из жизни Дежнёва.

На этот раз власти отправили к Сахею Дежнёва. Он отправился во владения князя. Современники полагают, что место это примерно в районе Алдана. Неизвестно, как поладил с непокорным Сахеем и его сыном Тоглоем Дежнёв, но он собрал там больше трёх сороков соболей и вернулся невредимым в Якутск.

Самое интересное то, что Сахей этот снова стал «непокорен и невежлив». Воевода Головин посылал к нему самых сильных казаков, но якуты били их, убивали их коней, а некоему Шаламу обещали вырвать сердце, если он ещё раз придёт к ним. Некий Семён Стрекаловский вообще заявил, что хождение к Сахею — это верная смерть. Тогда каким же был Дежнёв, если поладил с князем и его родственниками? Сдаётся мне, что уже тогда он сожительствовал с якуткой и знал якутский язык, был уже почти якутом. Иначе никакой Сахей не впустил бы его в тайгу.

После такого предположения можно рассказывать и об открытиях Дежнёва. В 1641 году, руководимый Стадухиным, он отправился на Оймякон, где и произошла стычка двух казаков. Дежнёв побывал на Индигирке, Колыме, участвовал в сражениях.

В 1647 году Дежнёв ходил в неудачный поход с торговцем Поповым, который был женат на якутке. Но уже летом 1648 года Дежнёв и Попов проплыли на кочах по устью Анадыря и Берингову проливу. Этим самым было доказано, что Азия и Америка отдельные континенты. Интересный факт: в этом походе вместе с Поповым была его жена-якутка. Возможно, она первая женщина — участник полярной экспедиции на русских кочах 17 века.

Семён Дежнёв первым прошёл по Берингову проливу за 80 лет до Беринга. В этой исторической экспедиции было около 90 человек. Точное число до сих пор неизвестно. Многие из них погибли. Судно Попова бросило на берег у Камчатки. Люди прожили там два года. Во время второй зимы Попов умер, заболев цингой.

Первого октября 1648 года с 24 людьми Дежнёв совершил высадку южнее Анадыря. Оттуда они дошли до устья уже зимой. Чертёж Анадыря сделан людьми Дежнёва, они рассказали о плавании, реке, природе, эскимосах, берегах Чукотки и островах.

Даты и числа у биографов Дежнёва разнятся. Но интонации у всех утвердительные. Из-за этого возникает много сомнений. Наверное, каждый поход по реке или вдоль побережья океана — это тяжелейший труд. Легко сказать, что в 1650 году Дежнёв ходил в неудачный поход на Пенжину, а через полтора года открыл большое лежбище моржей вблизи устья Анадыря.

Не надо забывать, что жизнь арктических и полярных землепроходцев — это непрерывный риск, сражения и сближения с местными племенами — якутов, эвенов, тунгусов, юкагиров, коряков, чуванцев, чукчей, эскимосов. И это только известные нам народы…

В 1654 году Дежнёв ходил на чуванцев и коряков. Во время одной из стычек был ранен ножом в грудь. В 1662 году он три раза ходил из Якутска в Москву. В 1666 году снова отправился в Москву.

Исследователи пишут, что он был неграмотным человеком. «Скаски» за него писали другие. Женат он был два раза и каждый раз на якутке. Первая жена, Абакаяда Сичю, родила ему сына Любима, который потом служил в воеводстве. Скорее всего, она была с Яны. Известно, что она крестилась и приняла православие.

После смерти Абакаяды Дежнёв женился на вдове умершего местного кузнеца Капке, у которой уже был сын Осип. Дежнёв практически усыновил его. Капка родила от Дежнёва сына Афанасия. Став взрослым, он служил на Анадыре. Капка крестилась и в православии стала Пелагеей.

В 1671 году Дежнёв отправился в Москву. Вернуться оттуда он уже не смог. После тяжёлой болезни умер в начале 1673 года. Прожил он не более 70 лет, пятьдесят из которых прошли в походах и плаваниях. Могила его неизвестна. Что же открыл для европейцев за свою жизнь Дежнёв:
— Колыму;
— пролив между Азией и Америкой;
— путь из Северного Ледовитого в Тихий океан;
— Анадырь и бассейн этой реки;
— восточную оконечность Азии.

По свидетельству биографов у него было 13 ранений, три из которых — тяжёлые. Имя его носят село, мыс, бухта, остров, полуостров. Поставлены памятники: в 1971 году — в Великом Устюге и в 2005 году — в Якутске.

Кроме этого, его имя носят: ледокол, теплоход, исследовательское судно, есть одноимённый фильм свердловской киностудии, в 2001 году Банк России выпустил монету в 100 рублей, где выгравированы имена С. Дежнёва и Ф. Попова, Командное речное училище Новосибирска названо именем С. И. Дежнёва, в 2009 году выпущена почтовая марка, на которой изображён С. Дежнёв.

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА».

Источник: Проза.ру
Источник фото: YANDEX

Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
«Лишние люди»