Ган Тумэр вернулся на родные земли через тринадцать лет! Он все еще помнил нанесенную ему обиду, но всякий кочевник, почуяв старость, всегда возвращается на место, где он родился. Прах его должен покоиться на родине. Богдыхан Кан Си не смог его покорить и осыпал милостями. Теперь на родине уже другие русские. Можно попробовать договориться с ними. И вот после разговора с Нерчинским воеводой Данилой Даниловичем Аршинским Ган Тумэр вторично стал русским подданным, а с ним все его племя и родственники.

Но как быть с маньчжурским богдыханом, который требует от русских людей выдать Ган Тумэра? Ведь он никогда не станет подвластным богдыхана, он сказал, что лучше убьет себя. Посол московский Спафарий дал богдыхану такой ответ: «Во всем свете права всех народов так гласят, что который государь владеет той землей и отечеством, в котором человек и родитель его родятся, тот государь владеет и человеком тем и племенем его, а Гантимур и родители его родились на Нерче реке…»

О самом Ган Тумэре посол написал царю следующее: «А тот Гантимур лучше всех твоих, Великого Государя, ясачных тунгусов, муж великий, храбрый, будто исполин. Девять жен у него, а детей больше тридцати, все вооружены, кроме дщерей, а племя его соберётся больше трехсот человек, все вооружены, в куяках с копьями… А живёт он в ближнем порубежном Нерчинском остроге…»

Царь пожелал увидеть такого великого и храброго человека. В 1683 году Ган Тумэр отправился в Москву в сопровождении сына Катаная, внука Чукулая и, вероятно, нескольких воинов. Он был уже стар, а дорога утомительная и трудная. О чем он думал в глухой сибирской тайге или в русских острогах, куда они заезжали? Какие битвы и скитания вставали перед его взором? Онон, Шилка, Нерча, предки — великие воины огромной империи или русские люди, пришедшие на его земли, с которыми он согласился жить и делить невзгоды? Что в итоге получится из всего этого? Нам никогда не узнать в каких раздумьях и видениях умер славный Ган Тумэр по дороге в Москву. Но мы знаем, что в итоге получилась Россия…

До Москвы доехали сын и внук. Почести им оказали высокие. Они были пожалованы в русские князья по московскому списку пожизненно. Катанай стал Павлом, Чукулай — Василием. Наследственная фамилия — Гантимуровы. Родовые земли по рекам Ингода, Урульга и Шилка. В устье Урульги они и основали свой стан.

О том, что сделали для России Гантимуровы, лучше всего говорит историческая справка, написанная в 1900 году надворным советником и кавалером ордена св. Владимира князем Диодором Васильевичем Гантимуровым:

«Китайский вассальный князь Ган-Тимур, подчинившийся Китаю незадолго до 1667 года, а ранее бывший, как видно из русских, китайских и маньчжурских летописей, независимым владетелем особого племени маньджуров (солонь), названных почему-то тунгусами, живших на землях, составивших впоследствии русскую Нерчинскую область, перешёл добровольно в упомянутом 1667 году со всем семейством и подвластными инородцами из китайского в Российское подданство.

Князь этот и сын его Катанай оказали Российскому правительству важные услуги, которые обратили на них особое монаршее внимание и которые, за смертью самого Ган-Тимура, в лице сына его Катаная по св. крещении Павла Петрова Гантимурова, награждены возведением последнего в княжеское Российской империи достоинство, по Высочайшей грамоте данной в 16-й день марта 7193 года (1685 г.).

Заслуги упомянутых лиц заключались в том, что они усердно помогали Русским всеми средствами и содействовали удержанию за Россией Нерчинской области, охраняя и защищая лично и чрез своих родных и подвластных людей, построенные русскими в разных местах Нерчинской области острожки (небольшие укрепления) от набегов и нападения монголов, подстрекаемых китайцами и эти, весьма нужные в то время и полезные для России действия, непрерывно продолжали до заключения в 1689 году мирного трактата между Китаем и Россией; и после сего трактата и проведения границы графом Саввой Владиславовичем Рагузинским, сначала князь Павел Гантимуров, а после преемники его, долго ещё за недостатком русских людей, охраняли китайско-русскую границу, посредством учреждённой из тунгусов особой военной в 500 человек команды названной Тунгусским казачьим полком, наследственными командирами которого были в 4-х поколениях князья Гантимуровы, до ходатайства князя родоначальника Степана Павлова Гантимурова о избавлении его от этой обязанности. Упомянутый полк существует доныне в составе Забайкальского казачьего войска.

Объяснённые выше обстоятельства и полезная для России деятельность князя Ган-Тимура, сына его Катаная, по святом крещении Павла, и наследовавших им князей Гантимуровых, продолжалась более 100 лет, небезызвестна Высшему правительству и подтверждается письменными и печатными документами, а именно: записью Ерофея Хабарова, составленною 13 марта 7159 (1651) года и хранящегося в Государственном архиве, о народах, обитавших по Амуру, высочайшими грамотами 16 марта 7193 года о пожаловании князю Павлу Гантимурову дворянского и княжеского достоинства и 30 декабря 1710 года о пожаловании князю Лариону Гантимурову вотчинных земель, высочайшим Указом I февраля 1701 года, напечатанным в «Общем Собрании Узаконений» под № 1835 и сведениями, помещенными в «Древней Российской Библиотеке» 1772–1774 годов, в справочном «Энциклопедическом словаре» Старческого изд. 1848–1855 годы, том IV и X, стр. 328 и 497, в «Дипломатическом собрании дел между Китаем и Россией», составленном в 1803 году Бантыш-Каменским и изданным в 1882 году по случаю 300-летия Сибири и «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона изд. 1892 г., том VIII».

В 1689 году в Нерчинском гарнизоне служили 300 конных казаков. Командовал ими князь Павел Гантимуров… В 1761 году был создан Тунгусский казачий полк. Рассеивая мглу истории, мы должны сказать раз и навсегда, что конные тунгусы — это хамниганы, потомки которых и ныне живут по берегам Шилки, Нерчи, Борзи и Онона.

Поэт Фёдор Иванович Бальдауф дал в двух строках точную характеристику тем, кто охранял рубежи Восточной окраины России. Он дружил с ними и хорошо их знал:

Не злы так волки и собаки,
Как злы тунгусские казаки!

Вряд ли без них удалось бы сохранить Забайкалье, а впоследствии присоединить Амур и весь Дальний Восток.

Более 300 лет хамниганы служат России и охраняют границы. Каков же был их быт? Вот как описывал в начале XIX века священный праздник хамниган академик Г. О. Ковалевский: «…Между тем тунгусы (читай — хамниганы) обоего пола на лошадях, быках — отовсюду стекались, чтобы участвовать в священнодействии. Богатством и чистотой нарядов в особенности отличались женщины. Платье из бархата или шёлковых материй, длинные черные локоны украшены маржаном, ножны в серебряной оправе, седла с серебряной насечкой. Вдали, устроившись в два ряда, женщины, сперва по правилам своей веры, поклонялись с благословением духовенству, потом принимали в порядке от первенствующего гелюна благословение, который с важностью прикасался молитвенником до головы покорных прихожан.

С противоположной стороны мужчины сидели на войлоках, держа перед собой в посуде варёную говядину, сыр, масло и жертвенную стрелу, хадаками обёрнутую. Чиновники и богатые тунгусы (читай — хамниганы) занимали места возле духовенства.
Долины, окружающие священный холм, были покрыты стадами овец, рогатым скотом и табунами лошадей».

В XIX веке потомки Ган Тумэра отвезли на хранение свои буддийские божества, священные книги, монгольскую одежду и другие вещи в Гунэйский дацан на хранение. Значит, они хранили их все время! Сердце князя и его потомков всегда помнило кто они по крови и по сути.

Он разгневался на наглость пришельцев и покинул их, через 13 лет вернулся в родные места. И помог русским закрепиться в Забайкалье. Правоту его доказало время. Отчасти, благодаря ему русская колонизация Сибири разительно не похожа на европейскую колонизацию в Америке, Австралии и Африке, где были уничтожены целые народы. От противостояния с русскими народы Забайкалья пришли к пониманию, а где понимание, там и родство. Прошли годы, мы стали одним народом. Случилось то, что случилось. Сослагательного наклонения история не приемлет. Наверное, не принимал его и князь Ган Тумэр.

В одном из материалов, написанных более ста лет назад о забайкальцах, есть обнадёживающие строки: «Можно надеяться, что с такими запасами естественных богатств потомство нынешних ссыльных и разнородные кочевые племена, слившись в одно поколение с русскими, образуют впоследствии великую массу населения богатого, сильного и цветущего».

Случилось первое — мы, жители восточной окраины России, слились в одну общность. В этом заслуга князя Гантимурова. Дальнейшего нет до сего дня — мы не богатые, не сильные и не цветущие. В этом нет вины князя. Будем ли когда-нибудь такими? Не об этом ли думал старый Ган Тумэр, принимая русское подданство, а потом, умирая по дороге в Москву, где сегодня вряд ли всерьёз, по государственному, думают о нас?

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА».

Источник фото: 

Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
Из жизни нашей федерации